Источник: www.lenta.ru
Как это отразится на общем положении Ливии, сказать трудно - страна должна пройти по лезвию ножа, где с одной стороны - тоталитаризм и второе издание диктатуры, а с другой - полная анархия и дезинтеграция.
В результате НПС идет на полумеры - в частности, после демонстраций протеста жителям Бенгази разрешили уже сейчас выбрать себе мэра. Если опыт окажется удачным, его, скорее всего, распространят и на другие регионы страны.
Однако и тут не все просто: во-первых, закон о выборах по разным причинам устраивает далеко не всех. Во-вторых, политические партии так и не появились, поэтому многие будут голосовать по все тому же - земляческому - принципу. В-третьих, сам выборный процесс очень растянут во времени: ближайшие выборы (в конституционный совет) намечены на лето. Даты проведения парламентских и президентских выборов вообще не определены: они состоятся лишь после написания и принятия новой конституции. А настоящая, легитимная и ответственная власть нужна уже сейчас. "Вторая серия" революции в Египте наглядно показала, чем может обернуться затягивание избирательного процесса на неопределенное время.
Как бы то ни было, правительству в Триполи есть о чем задуматься. Пример Бани-Валида может стать заразительным. Если города и целые области начнут требовать большей самостоятельности, это откроет путь к дезинтеграции страны. Конечно, можно решить проблему, направив в восставший город войска и сровняв его с землей. Но тогда новая власть ничем не будет отличаться от режима Каддафи, практиковавшего такие же методы борьбы с инакомыслием. В нынешних условиях у НПС остается единственная возможность сохранить целостность Ливии нормальным и ненасильственным путем - как можно скорее провести местные и всеобщие выборы.
По всей видимости, договоренность все-таки будет достигнута, но Бани-Валид станет самоуправляемым городом, в котором не будет войск из других регионов страны, так раздражающих местное население. Однако это пока лишь предположение.
В результате Бани-Валид официально вышел из-под контроля (хотя бы формального) со стороны Триполи. Сейчас местные старейшины и представители городского совета обсуждают с центральными властями и соседями, как быть дальше. Начинать новую войну за город никто не хочет, но и нынешняя ситуация никого не устраивает. Тем не менее, к городу на всякий случай начали стягиваться войска, верные НПС.
Подробностей того, что произошло в Бани-Валиде, пока никто толком не знает. Но, похоже, что события развивались так: после очередной серии арестов "сторонников Каддафи" земляки арестованных собрались у местного аналога СИЗО и взяли его штурмом, освободив своих родственников и друзей. Следом начался бой, в ходе которого горожане сумели выбить из города так называемую "Бригаду 28 мая", которая была расквартирована в Бани-Валиде и на которую местные возлагают ответственность за творившиеся там безобразия. Над освобожденным от чужаков городом жители подняли зеленые (по другим данным - черные) флаги. По еще одной версии, правда, до флагов дело не дошло, однако лояльную НПС бригаду из города все-таки выгнали.
В городе Бани-Валид, где всегда были сильны позиции сторонников прежнего режима, фактически началось восстание. Условия для его возникновения были идеальными: ко всем бедам, с которыми ежедневно сталкиваются все ливийцы, жители этого города получили еще и "бонус". Их как "неблагонадежных" то и дело арестовывали, держали под стражей по абсурдным обвинениям, богатых "раскулачивали", над бедными просто издевались. Энергия недовольства копилась долго, и 23 января произошел взрыв.
Джалил, которого во время штурма забросали пустыми бутылками, пообещал сделать все возможное, чтобы как можно скорее выполнить требования людей, и попросил на это "хотя бы пару месяцев". При этом он предупредил: если в стране начнутся беспорядки, Ливия скатится в "бездонную яму". Как именно может выглядеть эта яма, стало понятно днем позже.
В этих условиях хаос разрастается, что уже привело к целом ряду крупных инцидентов. В Бенгази - на родине ливийской революции - в минувшие выходные начались волнения, вылившиеся в штурм местной штаб-квартиры НПС. Протестующие требовали убрать из переходного руководства страны бывших соратников Каддафи, навести порядок в финансовой сфере, показать, как и на что расходуются средства от продаваемой нефти. Но главное - они потребовали полной прозрачности во всех действиях нового правительства, в частности - полного и официального списка членов НПС, которого, как оказалось, до сих пор не существует в природе.
Ну и четвертое - общество, ожидавшее быстрых и скорых перемен к лучшему после победы революции, испытывает большое раздражение, глядя на то, как развиваются события в стране. Недоверие и разочарование со стороны граждан еще сильнее подтачивает и без того слабую центральную власть.
Отсюда вытекает третья проблема - многочисленные "революционные бригады", расплодившиеся во время восстания, фактически подчиняются только своим командирам. Да, против центральной власти в Триполи бунтов они пока не поднимают, но приказы из столицы, не отвечающие их интересам, попросту игнорируют. В этих условиях трудно говорить о создании нормальной правовой системы - ее заменяет революционная целесообразность.
Во-вторых, однородного повстанческого движения с сильным лидером во главе тоже не существовало. Против джамахирии сражались разрозненные отряды оппозиции, сколоченные не на основе общих представлений о будущем страны, а по земляческому принципу. Единственное, что их объединяло - это желание поскорее свалить Каддафи. После достижения этой цели между победителями тотчас начались разногласия по самым разным вопросам. Лидер Национального переходного совета Мустафа Абдель Джалил, хоть и пользуется уважением на Западе, внутри страны непререкаемым авторитетом не является.
В том, что после гражданской войны в Ливии началось что-то вроде анархии, ничего удивительного нет. Во-первых, до революции там фактически не существовало институтов, которые могли бы взять на себя управление страной. Ни политических партий, ни популярных лидеров, ни сильной армии в стране не было - все это могло представлять угрозу клану Муаммара Каддафи, установившему в Ливии режим ручного управления.
Ливийская гражданская война, об окончании которой было торжественно объявлено в конце прошлого года, благополучно продолжается. Центральное правительство слабо и неэффективно, на многочисленные группы "революционеров" у него никакой управы нет, поэтому различные районы страны начинают погружаться в хаос.
Ливия пытается не сорваться в анархию или диктатуру
25.01.2012 11:29:50 - Геополитика | lenta.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий