- Раиса Андреевна, расскажите, пожалуйста, о своих брестские корни. - Родилась я вдеревне Пешком Березовского района. Хорошо помню свое раннее детство в Пешко. Это местечко, сплошь покрыта болотами и лесами. Из пешек мая мама, она из рода Шиманский. Деда моего по линии мамы называли Ладымер Демьянович Шиманский, бабушку - Галена Федоровна Шиманская. Девичья фамилия моей бабушки Данилович. Отец родом из Белыничского района, что на Могилевщине. Во время войны отец был партизаном в 345-м отряде, которым командовал Семен Адамович Яроцкий. Отряд базировался в Березинском лесах. Ивот оттуда, из восточной части Беларуси, в партизан был рейд сюда, на Бярозавшчыну и Ивацэвиччыну. После войны отец остался на Брестчине. В 1945 году встретился с моей будущей мамой, влюбился в нее. Мой дед, мамин отец, был категорически против их свиданий - он недоверчиво относился к "всходникав". Но так случилось, что деда призвали на войну, продолжение которой предполагался на японском фронте, и мама с отцом не прервали сваха свиданий. Дед, правда, быстро вернулся, но помешатьотношениям молодых не смог. Так они и поженились в 1946 году. Правда, мама жестко потребовала от отца обвенчаться в церкви. Отец согласился, и венчание состоялось в Чарняковским православном храме. В 1947 году родилась я. Потом отцу дали в Березе квартиру, и мы переехали в город. Здесь я окончила школу, а лето проводила у бабушки в Пешко. - Когда Вы почувствовали необходимость художественного творчества? Как у Вас появился первый стих? - Художественное творчество - это прежде всего душа, человеческий дух, что-то очень таинственное, неуловимое. Но есть еще такое понятие, как воображение. Творец должен иметь богатое воображение. Что способствовало его Формирование у меня? Это, безусловно, те истории, которые рассказывали мои бабушка и мама. Это разные суеверия, предания, волшебные сказки Все остальное я дорисовывали сама. Если в пятилетнем возрасте я приезжала к бабушке в деревню, часто садилась у окна и рассматривала на стеклахморозные узоры, придумывала какие-то сказки, с чем их сравнивала. - Можно сказать, что поэзия к Вам пришла еще в детские годы, когда Вы, исходя из реального мира, создавали мир собственных представлений. - Т ак, а потом, я Вам скажу, наш край. Он необычный, исключительно своеобразный. Возможно, благодаря этим лесам, болотам, люди жили в каком-то своем измерении, своей цивилизацией, которая имела очень высокий культурный слой, обостренноеощущение прекрасного. Вот, скажем, моя мама. Она училась в польской школе. Хорошо рисовала. Наверное, у нее ящики до сих пор лежит изображение тигра, выполненный еще в школьные годы. Она делала разные накатка, необычную аппликацию из картона и красивой ткани. Мама делала сама накат на стены, тоненькой кисточкой раскрашивали цветы, шнуром отбивала ромбы. Посмотрите, сколько на Полесье самых разных вышивок, ткацких вещей! А какие тут половики, которое отделка! Люди обладают тонким врожденнымвкусом и очень высокой культурой. А какая культура взаимоотношений: с необычным деликатностью - души, натуры, с очень тонким чувством другого человека. Все это, я думаю, также способствовало, да и сейчас способствует развитию творческой натуры. - Каждый человек - в душе творец. Только у одного талант раскрывается, а у другого - нет - У меня это как-то исключительно произошло. Был своеобразный прилив, толчок человеческих эмоций. Это случилось очень рано- Еще в шестом классе. Помню, как тогда всю страну всколыхнули события, связанные с баржа, которая затерялась где-то в океане. Судьба экипажа, молодых матросов: Зиганчына, Поплавского и других беспокоил всех жителей Союза О них много говорили по радио, писали в газетах. Это был, по-моему, март, когда на улице было еще холодно. И как-то сразу меня написався стихотворение: про океан, про человеческое выживание, о борьбе со смертью. Мне хотелось, чтобы те матросы выжили, чтобы их отыскали. Именно борьба зажизнь молодых моряков стало основной темой моего первого стиха. Его я показала своей учительнице Анне Константиновне Жэшка. Она преподавала у нас белорусский язык и литературу, вела литературный кружок. Кстати, Анна Константиновна училась в педучилище вместе с Евдокией Лось. Очень любила белорусский поэзию. Она сама и отнесла мое стихотворение в редакцию районной газеты "Маяк коммунизма". Его сразу напечатали. И подписали: ученица 6 «А» класса. Этот факт меня очень окрылило: я еще с большим желаниемпосещала школьный кружок, писала стихи. А потом, уже где-то в 9 классе, я увидела в районной газете литературные страницы. Их вел заместитель главного редактора Евгений Васильевич Селеня. Он же руководил и литературным кружком при газете. Кружок посещали Толя Козлович с Горский - сегодня известный журналист и публицист, Алесь Рязанов - знаменитый ныне поэт, который приезжал в Сельце и очень часто печатался. Чуть позже на страницах «Маяка коммунизма" начала печататься Нина Матяш. В кружкеформировались и развивались наши литературные способности, выбирался жизненный путь. - Вы начинали с стихотворений. Сегодня у Вас рождается много прозаических произведений. С чем это связано? Проявление творческой зрелости, мудрости или желание посмотреть на жизнь "эпическими" глазами? - Кто его знает? Это довольно сложный вопрос. Наверное, так и должно быть, потому что каждый творец находится в своей течения. С одной стороны, мы можем быть очень похожи,скажем, с Ниной Матяш, отдельными стихами, написанными на одну тему, например, тему любви. У меня, в принципе, вся поэзия замешана на чувствах любви. И вдруг наступает такой момент, когда тебе кажется, что о поэзии ты уже знаешь все. У меня такое ощущение наступила где-то в середине, а, может, в конце 90-х гг. Я работала тогда в журнале "Алеся". Мы готовили апрельский номер, выход которого как раз совпадал с пасхальных праздником. На вторую обложку мы давали иллюстрацию с изображением христианскогохрама. Главным редактором "Алеси" на то время была Мария Восипавна Карпенко. Она говорит: "Хорошо было бы поместить рядом с изображением церкви духовный стих". Одним словом, мне пришлось писать это стихотворение. И тогда я впервые была очень впечатлена тем, что, оказывается, я по "заявке" могу легко, как говорится, "за один присест" написать художественное произведение. В целом получился хороший, нормальный стих. Раньше я работала, когда приходило вдохновение - тот неуловимый момент, когда тебе кажется, что ты уже не на земле, когда ты ужене человек, если тебя что-то подхватывает, и крутить-бушует в другом мире, волшебным, романтически-сказочным. Это очень интересное чувство! А тут я села и без никакого вдохновения написала стихотворение - значит, я овладела определенной техникой стихосложения, когда особого чувственного "возвышения" не требуется. Я, по большому счету, знала, что стихотворение тот получился мертвый, что в нем не было того невидимого слоя, той энергетики, которая оживляет художественное произведение, держит его. Многие поэты этого не понимают. Да, ониработают, пишут, но проходит некоторое время, и их поэзия теряется в сводах истории, она становится никому не интересной и не нужной. Остается та творческое наследие, где есть энергетика, которая стягивает, держит произведение. И вот как только я почувствовала, что среди суеты, параллельно с работой на кухне, речью с детьми можно сесть и легко написать стихотворение, я Я стала бояться писать стихи. Я стала бояться вдруг соблазниться на такую возможность написания, потому что вдохновение - это страдание. Егождешь, как Божьего благословения, как дара судьбы стараешься искусственно разбудить его, вызывать. Иногда становится страшно: а вдруг оно никогда больше не придет и ты больше ни строчки не напишешь? Зато, когда оно приходит, то можно сплошь и пять, и шесть стихов на одном дыхании написать Это состояние, когда по телу дрожь бегут. Это своеобразный дух, который вселяется в твое тело. Мая могилевская бабушка (отца матери), если что-нибудь рассказывала, к примеру, про соседей или родственников, если вдругс ними что-то случалось ли кто-то из них умирал, то она говорила: "И не разило больше" - не выдохнул, значит, не вдохнул. Это "окружал" очень созвучно вдохновению. Вдохновить, тхнуць - значит, чем-то наполнить. Чем можно наполнить? Ну, вот этой самой энергией. Вдохновение - это и есть наполнение некой энергией. Я склонна думать, что это космическая энергия. О космосе человечества очень мало знает. Там невероятное количество черных дыр, самых разных энергий. Один из видов этих энергий и естьто, что здесь, на Земле, называется вдохновением. Есть люди, склонны улавливать эту энергию, другим людям свойственно воспринимать другую. К первым относятся не только поэты - это и художники, и композиторы Я Вам расскажу про такой момент. В прошлогодний День письменности в Сморгони наш посол в Литве Владимир Нестерович Дражин привез в Залесье гостя, прапраправнука Огинского Иву Залусский. Он живет в Лондоне. И также композитор и музыкант. На заключительном концерте в Сморгонском Дворце культуры онисполнил несколько мало известных полонезов своего знаменитого родственника. Публика с интересом слушала произведения Огинского, но если вдруг зазвучал полонез "Прощание с родиной", у меня мурашки по коже пошли. Весь зал встал и, стоя, прослушала знаменитый произведение нашего земляка. - Вы очень тонко чувствуете специфику художественного творчества, профессионально рассуждаете о ее особенности. К Вам как к главному редактору журнала "Молодость", конечно же, обращается много начинающихписателей. Раиса Андреевна, какие темы интересуют современных молодых поэтов? Чем их поэзия отличается от поэзии старших художников слова? - Большинство начинающих ищет себя прежде всего в форме. Почему? Потому что мы сейчас переживаем очень неблагоприятное для литературы время. Сегодняшнее жизнь пошла по очень легким, формальном пути. Акцент делается на внешнюю сторону. Обратите внимание на нашу массовую культуру. Что в ней доминирует? Форма - то, что легче дается для восприятия. Я люблю нашу молодежь. Она другая, чем когда-то были мы. В них, благодаря интернету, большие возможности для получения самой разной информации, для контактов с другими людьми. Им сразу хочется всего, в том числе и известности. Молодые писатели ориентируются, прежде всего, на мировую литературу. Они пытаются найти себя в форме, разнообразить ее через отличительную рифмовка, необычную ритмику, оглушительную, иногда даже ошеломляющую, метафору Одним словом, они работают по-своему - интересно иоригинально. Но это не означает, что они в этой творческой манеры будут работать до конца жизни, идти только этой тропинкой. У них еще десятки раз все поменяется. Теперь они лишь нащупывают свои пути в поэзии. - Посмотрите, как интересно произошло с Вашим земляком Александром Рязановым. Первые его стихи были традиционные по форме, а потом он пришел к поиску собственных поэтических форм, он даже создал новые. Мне кажется, что в традиционных формах ему стало тесно, чтосодержательная доминанта его поэзии требовала и иного формального обрамления. - У него очень мощный талант. И ему действительно тесно в традиции. Каждому творцу страшно перечеркнуть ранее написанное и начать с чистого листа. Так и у Олеся, наверное, произошло, хотя он и написал в одном из стихотворений, что имеет право все зачеркнуть, а потом заново начать. Алесь и отверг ранее написанное и уже из книги "Путь - 360" стал совсем другим творцам - с этого сборника начался новый Рязанов. - Журнал "Молодость" уже на протяжении нескольких лет посвящает одиннадцатый номер литературы Брестчины. Как родилась такая затея? - На сегодняшний день литература Брестчины очень сильная. Причем, я понимаю, почему и как это произошло. Много контактов с писателями Польши - они приносят новые, свежие веяния и в брестскую литературу. Появилось много интересных творческих людей, которые постоянно присылают нам свои произведения. Мы заметили,что словесное искусство этого края представляет собой своеобразное крыло национальной литературы, которое в сравнении с другими регионами более мощное и требует особого внимания и поддержки. Когда-то как происходило? Всех восхищала, скажем, Гом
Опубликовал , 11-03-2012, 18:41 |
» » Раиса Андреевна Боровикова о своем творчестве
Городская электронная газета...
Загрузка. Пожалуйста, подождите...
Раиса Андреевна Боровикова о своем творчестве » Городская газета редакции "Max-9"
Комментариев нет:
Отправить комментарий